ПРАВИЛА для зачёта СПОРТ ("ДРУЖИНА").
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Задание – совокупность условий, необходимых для прохождения дистанции. Задание может содержать или ссылаться на карты, схемы, описания.
Карнет – контрольный лист, который выдается участникам на старте и является основным контрольным документом экипажа на ориентировании. В карнете перечислены все ТС, которые необходимо взять в данном зачете, заданы объекты и ракурсы. Также в карнете могут быть указаны особые условия взятия точек, которые необходимо соблюдать, даны некоторые координаты, описания, задания, комментарии, примечания, рекомендуемое время для осмотра достопримечательности и фотосъемки на данной точке. В карнете судьями проставляется отметка о взятии ТС. Экипажу запрещается вносить отметки в графы карнета, предназначенные для судейских отметок. Участник обязан предъявлять карнет по первому требованию судьи. Утеря карнета или приведение его в нечитаемое состояние не допускается.
Объект съемки – то, что должно быть запечатлено на снимке. Объектами преимущественно являются культурные, исторические, экономические и природные достопримечательности или их элементы. Объект выделен жирным шрифтом в карнете.
Ракурс съемки – одно из восьми основных географических направлений (С, С-В, В, Ю-В, Ю, Ю-З, З, С-З) относительно объекта, с которого выполняется съемка объекта в совокупности с указанием доли в кадре, которую должен занимать объект по высоте или ширине. Например, "храм В 0,8 ш" – в кадре должен быть снят храм со стороны алтарной части (апсиды) и занимать примерно 0,8 часть кадра по ширине или "Стела Ю-З 0,5 в" - в кадре стела, снятая с юго-западной стороны, занимающая половину кадра по высоте. При этом не оговаривается, должен ли быть кадр горизонтальным или вертикальным - это на усмотрение участников.
Точка съемки (ТС) – точка пространства, откуда выполняется съемка заданного объекта, как правило, она расположена не более чем в 150 метрах от объекта (кроме видовых точек). ТС задаются географическими координатами (широта, долгота) и/или каким-либо описанием. ТС являются виртуальными, никак на местности не отмечены, что отличает их от традиционных КП.
Фото ТС (ФТС) – выдаваемая в раздаточном материале фотография объекта, выполненная с данной ТС.
ТС на легенде (ЛТС) – точка съемки, указанная в легенде.
Видовая точка съемки (ВТС) - выдаваемое в раздаточном материале стилизованное художественное изображение вида (живопись, мозаика, фреска и т.д.), выполненное по фотографии с данной ТС.
Легенда – руководство для движения по заданному маршруту. Легенда представлена в табличном виде и состоит из участков. Один участок описан в одной строке таблицы. Протяженность участка указана в метрах в первом столбце таблицы. В конце участка выполняется маневр, изображенный на схеме во втором столбце таблицы. Маневром может считаться не только поворот, но и прямолинейное движение, например пересечение ж/д путей, пересечение условной линии начала действия дорожного знака, достижение точки съемки. В третьем столбце могут быть даны комментарии к участку и последующему маневру. Легенда читается сверху вниз и слева направо. В местах, где направление движения не оговорено в легенде, следует продолжить путь либо по главной дороге, либо прямо, а если это тупик – развернуться и ехать обратно, продолжая отсчёт расстояния. Точки съемки, указанные в легенде, берутся в любой последовательности. Допускается отклонение от маршрута, заданного в легенде, а также неполное её прохождение. Возможно попутное взятие других точек, не относящихся к легенде. Рекомендуется просчет легенды с целью сокращения пути и времени следования.
Карта – любая карта местности или её фрагменты, необходимые для поиска точек съемки.
Схема – условное изображение взаимного расположения объектов и точек съемки, а также прочих объектов.
Описание – тексты, изображения, аудио- и видео-файлы в которых содержится краеведческая информация и сведения, необходимые для поиска ТС.
Судейский участок (СУ) - точка на местности, где расположены судьи. Точка СУ заранее не известна и определяется в процессе ориентирования. На СУ судьями проверяется взятие строго определенной группы ТС по номеру СУ и определяется результат. Явкой на СУ является предъявление карнета и фотоснимков судье для определения результата выполнения задания. Проезд мимо СУ явкой не считается, не штрафуется и не фиксируется. Повторная явка на СУ не допускается.
ПРАВИЛА ВЗЯТИЯ ТОЧЕК
1. Взятие ТС – фотосъемка на цифровой фотоаппарат заданного объекта с определенной ТС в определенном ракурсе. 2. Взятие ТС разрешается в любом порядке. 3. Фотоснимки должны быть чёткими. 4. При фотографировании объекта не требуется присутствие в кадре чего-либо или кого-либо кроме самого объекта. 5. Ракурс съемки указан в карнете. Объект должен быть расположен по центру кадра. При неверном ракурсе фотосъемки или кадрировании судьи вправе не засчитывать взятие точки. 6. Фотоснимки предъявляются судьям на СУ и сравниваются с оригиналами. 7. Дубли одного объекта не допускаются. При наличии дублей, они удаляются до предъявления судьям.
ПАРАМЕТРЫ ДИСТАНЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ
Дистанция прокладывается по дорогам общего пользования с асфальтовым или бетонным покрытием. 90% точек расположено не далее 200 метров от дорог, 10% точек – в пределах 500 м. Всего на дистанции расположено 50 точек, территориально разбитых на 5 групп по 10 точек. Группы имеют нумерацию от 1 до 5. На территории каждой группы расположен один СУ. Точки имеют нумерацию 10-19,20-29,30-39,40-49,50-59. Первая цифра двузначного номера точки указывает на номер группы, и номер СУ, к которому она относится. Взятые точки могут быть предъявлены для определения результата только на том судейском участке, к которому они относятся по своему номеру. Все точки имеют одинаковую стоимость. На каждом СУ помимо определения результата, за взятие не менее 5 точек данного участка экипаж получает исторический артефакт - фрагмент старинной карты. Все координаты точек указаны в датуме WGS-84.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
1 Побеждает экипаж, собравший большее количество фрагментов карты. 2 При одинаковом количестве фрагментов карты побеждает экипаж с большим количеством взятых ТС. 3 При одинаковом количестве фрагментов карты и равном количестве взятых ТС побеждает экипаж, затративший меньшее время.
ПОДГОТОВКА И СНАРЯЖЕНИЕ
Рекомендуемый перечень всего необходимого для участия в ориентировании - Бумажная карта района ориентирования масштаба не менее 1:200000 - Электронная карта района ориентирования масштаба не менее 1:100000 - Спутниковый снимок района ориентирования (привязанный) - Навигационное устройство - Навигационная программа с функцией ввода координат точек - Мобильной телефон с пополненным балансом, зарядное устройство к нему - Устройства питания электронных устройств от бортовой сети автомобиля - Ноутбук с установленной программой OziExplorer - Приемник спутникового сигнала, подключенный к ноутбуку и воспринимаемый программой OziExplorer - Цифровой фотоаппарат со встроенным экраном - Карта памяти фотоаппарата - Магнитола с CD - Компас
Экипажам, впервые использующим перечисленное оборудование, настоятельно рекомендуется накануне протестировать оборудование и программное обеспечение на совместимость, а также проверить соответствие суммарной нагрузки оборудования возможностям системы бортового электропитания автомобиля. Также рекомендуется приобрести новые батареи и произвести полную зарядку аккумуляторов.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
1. Ввод и отображение координат в различных форматах (гг ,гггггг; гг мм,мммм). 2. Поиск новой ТС на карте по описанию. 3. Поиск новой ТС на заданном удалении от известной ТС. 4. Поиск новой ТС в заданном направлении от известной ТС. 5. Определение расстояний между ТС. 6. Определение направления (азимута) между ТС. 7. Определение пройденного пути с использованием одометра. 8. Поиск недостающих данных в текстовой информации. 9. Построение отрезков, лучей, прямых и окружностей на электронной карте. 10. Использование географических (истинных) и магнитных азимутов.
Из школьного курса геометрии необходимо вспомнить такие параметры равнобедренного треугольника как бедро, вершина, основание и высота.
Для обучения основам спутниковой навигации, использования приборов, программ и их интеграции, клуб «Фототочки» традиционно проводит семинары по четвергам накануне ориентирования.
|