Экипаж №90
Пилот: Булавцев Алексей
Штурман: Петрова Олеся
Автомобиль: ВАЗ 2104
7 мая
Помня о проблемах с распечаткой задания, с которыми мы столкнулись во время автопробега «Весенний Quest», на этот раз стартовать решено было дома у принтера, а пару часов до Дорохово посвятить стратегическому планированию маршрута. Из Жуковского наш экипаж выдвинулся около шести часов утра и взял курс на Минское шоссе, где в семь уже собралась приличная пробка перед Голицыно, которую нам удалось объехать по Можайке. Как и у большинства участников пробега, первой взятой точкой для нас стал памятник Зое Космодемьянской в Петрищево. На въезде в деревню дорогу перекрыли сотрудники ДПС, однако, узнав, что нам нужно сделать всего одну фотографию, они согласились пропустить нас взамен на обещание действовать при этом быстро.
Далее путь нашего экипажа лежал в Верею, где в этот субботний день в центре уже активно кипела жизнь. Собрав КП и необходимую информацию в мемориальном сквере, мы решили осведомиться о местоположении четырех оставшихся точек. Десяток опрошенных местных жителей и сотрудников
миполиции смогли указать нам только на памятники, находящиеся на валу городища. Но Верея – слишком маленький город, поэтому в поисках скульптур солдат мы потеряли не более пятнадцати минут.
В Можайске, куда мы отправились следом, лично меня удивило обилие улиц с односторонним движением, ну а к кремлю наш экипаж прорвался по переулку, на уклон которого автомобиль с трудом забрался на первой передаче.
Сам кремль пребывает в довольно печальном состоянии, однако виды, открывающиеся с северного склона, скрасили впечатление об этом историческом месте.
Запечатлев несколько минут спустя памятник Николаю Чудотворцу, мы отправились к Лужецкому монастырю в Исавицах. Я был несколько удивлен отчетами других участников, у которых возникли небольшие трудности с фотографированием преподобного Ферапонта: около десяти часов утра мы спокойно и бесплатно запечатлели красивую скульптуру. Уже выезжая из Можайска, штурман вспоминает о том, что при взятии КП-03 мы забыли добавить в кадр автомобиль и посмотреть год основания источника. Увидев положительный момент в том, что отъехали относительно недалеко, наш экипаж возвращается в Исавицы.
Теперь путь лежал к Успенскому Колоцкому монастырю транзитом через Бородино, которое должно стать финальным аккордом путешествия. Прокатившись по полевой дороге к источнику, мы устремляемся в сторону Гжатска, попутно фиксируя исток Москвы-реки и осознанно оставляя Ельню напоследок. Контрольные пункты на родине первого космонавта наш экипаж собирает без затруднений: местоположение бывшего дома Солнцева первый же местный житель указывает точно. Из Гагарина через Пречистое нам необходимо попасть в Петушки, что оказывается весьма непростой задачей: уже на полпути от села Карманово начинают беспокоить глухие стуки, исходящие от задней подвески. Для осмотра останавливаюсь трижды, но на вид всё в порядке, и с нехорошими мыслями приходится двигаться дальше по дороге, разбитой настолько, что ни одно даже нецензурное слово не может стать эпитетом к ней.

После взятия КП-37, оставшегося в списке точек, видимо, как это уже отмечалось, от полной версии пробега, встречаем тринадцатый экипаж на хорошо знакомой «четверке», прорывающийся в Петушки. После проследования Карманово в обратном направлении, наконец, можно чуть расслабиться по пути в Васильевское, где нам необходимо сфотографироваться на фоне полуразвалившейся усадьбы. Успешно справившись с этой задачей, мы выдвигаемся к деревне Царево-Займище, знаменитой тем, что здесь Кутузов принял командование русской армией перед Бородинским сражением.
Следующий пункт нашего маршрута – Вязьма. Здесь точки также ищутся без особых затруднений. Ну а лично на меня тягостного впечатления этот город не произвел, может быть, из-за того, что больше беспокоили продолжающиеся стуки в подвеске. Отдельно отмечу церковь Одигитрии, впечатлившую своей красотой, и еще одну встречу с тринадцатым экипажем.

После взятия последнего КП, которым стал паровоз, мы отправляемся на северо-запад – в Мартюхи, Богородицкое и Хмелиту. Мемориал, посвященный вяземскому котлу, внушает благоговение, а усадьба Грибоедовых удивляет прекрасным состоянием. Трудности на пути в Высокое ожидаемы, но наш экипаж не предполагал, что будет весело настолько: обгоняя по кочкам на скорости около 30 км/ч «копейку» с немало удивленными местными ребятами, мы теряем заднее левое колесо. Так вот что было причиной стуков! И это притом, что количество болтов на остановках перед Петушками проверялось: видимо, ухабы просто потихоньку откручивали их. Помощь советом и делом приходит от идущей следом иномарки: нам напоминают о старом, как мир, способе: «по болту с каждого колеса – и можно ехать дальше». Отблагодарив ребят за подмогу в возвращении диска на место, продолжаем свой путь в Высокое по дорогам, напоминающим карельские.
Сфотографировав развалины усадьбы Шереметьевых, выезжаем в сторону Минской трассы: нас ждут Ельня и Бородино. Погода портится (льет дождь), темнеет, но настроение у нашего экипажа боевое: перед ночевкой в гостинице «Восток» в Гагарине нужно еще чуть-чуть напрячься. К Бородинскому музею подъезжаем в одиночестве в одиннадцать вечера, но на территорию, где нам необходимо узнать вес пушки, «господа полицейские» нас не пускают. Что ж, для начала определяем положение остальных КТ: на схеме отсутствует только памятник казакам Платова. В это время подъезжают еще несколько экипажей, поведением которых мы выражаем свое недовольство. Дело в том, что, увидев нехарактерный для позднего часа наплыв людей, охрана музея кого-то пропускает посмотреть вес пушки. Эти люди, в свою очередь, оказываются настоящими партизанами в негативном смысле этого слова: заветную цифру тем, кого не пропустили, назвать отказываются. На наш взгляд, эта ситуация была из разряда тех, где надо помогать друг другу, а не бормотать что-то невнятное в ответ на просьбу, по сути, о помощи. Спасибо полицейским, мнение о которых у нас меняется: они запомнили вес и сказали его нам.

У мемориала на месте ставки Кутузова мы понимаем, что в кромешной темноте поиск памятников займет слишком много времени. Плюс к тому, мы по-прежнему не знаем, где находится монумент казакам, поэтому отправляемся на ночевку в Гагарин, где заранее забронировали номер.
8 мая и эпилог
Изначально наш экипаж планировал выехать обратно в Бородино очень рано, но предыдущий день отнял слишком много сил, а потому стартуем около девяти утра. Интернет помог еще ночью, поэтому расположение всех десяти точек мы знаем уже довольно точно. Заново фотографируем КТ-05, находим памятник Нежинскому драгунскому полку и казачьему корпусу Платова.
Далее заезжаем за сувенирами в музей, где приветливая бабушка сообщает нам о том, что мы стали первыми покупателями в этот день. Желаем ей удачи и выдвигаемся к монументам полевой конной артиллерии и кавалергардам и конной гвардии. То, что к последнему на автомобиле не проехать, понимаем довольно быстро и совершаем пешую прогулку.
У стен красивейшего Спасо-Бородинского монастыря находим памятник дивизии Неверовского, откуда, уже не спеша, отправляемся на Шевардинский редут, где наш экипаж решает, что неплохо было бы переснять часовню в Ельне, по пути побывав у памятника Литовскому полку и на Утицком кургане.

Так и поступили: в полдень сбор всех контрольных точек и пунктов был завершен. Попытки отправить фотографии немедленно успехом не увенчались, ноутбуки садятся, а потому планово едем в Гжатск и повторяем попытку уже в гостинице, которая в итоге оставила положительное впечатление. И только Wi-Fi в Гагарине отсутствует, равно как и интернет-клубы. 3g работает безобразно: с горем пополам, потратив много денег, удается отправить лишь десять фотографий. Пообедав в кафе в районе вокзала, мы отправляемся в Москву, но на пути к этому времени уже огромная пробка, которую объезжаем через Наро-Фоминск, в Макдональдсе которого, вопреки ожиданиям, Wi-Fi также отсутствует: невольно начинаешь верить байкам о Замкадье, где «жизни нет».
Финишировать нам удается в первом же Макдональдсе на Ленинском проспекте лишь в полдвенадцатого вечера. Далее привычный путь в Зеленоград и возвращение в Жуковский.
Суммарный пробег нашей боевой «четверки» за два дня составил
1350 километров, колесо повреждено не было, однако пробило прокладку головки блока цилиндров. Мы были потрясены катастрофической ситуацией со всеми видами интернета к западу от Москвы, но еще больше – красотой и величием мест, которые нам удалось посетить.